Дорогие гости! Мы продлили время работы Галереи по воскресеньям. Однако обращаем внимание, что посещение музея организовано по сеансам. Мы рекомендуем планировать визит заблаговременно и приобретать билеты на определенный день и время заранее. Количество мест на сеансы ограничено, дополнительные билеты не предусмотрены. Подробнее
Выставка
Билет дает право единоразового посещения постоянной экспозиции «Шедевры русского искусства XI — начала XX века» и выставок: «Александр Иванов. Библейские эскизы. Благовещение» и «Александр Бенуа и его «Мир искусства». Посещение музея организовано по сеансам, каждые полчаса с 10:00 до 16:30 / 19:30

Александр Иванов. Библейские эскизы. Благовещение

Главное здание, Лаврушинский переулок, 10, зал 11
А.А. Иванов. Архангел Гавриил поражает Захарию немотой. Эскиз
Бумага желтая, акварель, белила, итальянский и графитный карандаши. 26,2 × 39,9. ГТГ
А.А. Иванов. Рождество Христа (по Луке). Композиция росписи стены, включающая эскизы и наброски на евангельские, ветхозаветные и мифологические сюжеты
Бумага, акварель, графитный карандаш. 58,2 × 44,3. ГТГ
А.А. Иванов. Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака. Эскиз
Бумага верже, акварель, итальянский карандаш. 21,7 × 29,5. ГТГ
А.А. Иванов. Авраам просит у Бога знамения. Эскиз
Бумага, акварель, итальянский карандаш. 29,5 × 24. ГТГ
А.А. Иванов. Фараон просит Моисея и Аарона вывести еврейский народ из Египта. Эскиз
Бумага, акварель, белила, графитный карандаш. 43,6 × 57,8. ГТГ
А.А. Иванов. Пророк Исаия с сыном перед царем Ахазом. Эскиз
Бумага, акварель, итальянский карандаш. 25,4 × 33,5. ГТГ
А.А. Иванов. Благовещение. Эскиз
Бумага, акварель, белила, графитный карандаш. 26 × 39. ГТГ
А.А. Иванов. Явление ангела, возвещающего пастухам о рождении Христа. Эскиз
Бумага коричневая, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,3 × 40. ГТГ
А.А. Иванов. Славословие пастухов. Эскиз
Бумага, акварель, белила, итальянский карандаш. 39,5 × 26,2. ГТГ
А.А. Иванов. Двенадцатилетний Христос в храме среди учителей. Эскиз
Бумага, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,7 × 39,2. ГТГ

22 января —  16 мая 2021


В Третьяковской галерее хранится эксклюзивное собрание графики Александра Андреевича Иванова (1806–1858). Полнота этой коллекции, включающей более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов, позволила сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки. Первая из них — «Благовещение» — открывает графический цикл «Библейские эскизы»,  работе над которым художник посвятил последнее десятилетие своей жизни — с конца 1840-х до начала 1858 года.

По замыслу А.А. Иванова, эскизы предназначались для настенных росписей «в особо на то посвященном здании, разумеется, не в церкви». Евангельскую тему — «жизнь и деяния Христа» — должны были окружать ветхозаветные, исторические и мифологические сцены, а также библейские тексты. Композиции росписей складывались в сложную программу — систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.

Художественный ансамбль, для которого предназначались росписи, — «Храм искусства», или «Храм философии» — можно отнести к романтическим утопиям. Иванов не закончил свою работу, и отчасти эта незавершенность выявляет грандиозность замысла, его уникальность как в истолковании библейских текстов, так и в стилистике акварельных композиций.

В процессе работы Иванов еще не представлял себе ясно ни архитектуру, ни интерьер здания, в котором они могли бы воплотиться. О вероятном облике будущего сооружения говорит лишь один лист в альбоме — «Портик дорического храма». Этот чертеж, выполненный братом художника, архитектором Сергеем Ивановым, вероятно, представляет собой проект фасада. Поэтому композиции стенных росписей, которые создавал Александр Иванов, мыслились им как плоскости в условном пространстве и не вписывались в конкретные архитектурные формы. 

В «Библейских эскизах» выразились художественно-философские поиски Иванова, связанные с важнейшими для него вопросами: о миссии художника, о роли искусства и его воздействии на нравственное и духовное преобразование мира.

В первую выставку цикла включены произведения на евангельские сюжеты о чудесных знамениях и событиях, связанных с рождением Иоанна Крестителя и рождением и детством Иисуса Христа. Главные сцены евангельской истории должны были занимать центральные поля отдельных стен здания. Вокруг этих больших композиций планировалось разместить многочисленные истории из Ветхого Завета, в которых рассказывалось о чудесных благовестиях и пророчествах появления Мессии. Эти сюжеты традиционно интерпретировали как смысловые параллели евангельским событиям.

Продумывая первые росписи на темы Благовещения и Рождества Христова, Иванов предполагал включить в них — на боковых полях — сопоставимые по смыслу сцены из древней истории и античных мифов. Однако в акварельных эскизах мифологические сюжеты не воплотились и остались лишь набросками в листах с общими композициями росписей стен. Из заметок художника известно, что он стремился избежать «соблазнительной» или «комической сцены», чтобы не нарушить глубоко серьезный тон визуального повествования в будущем храме.

Акварельные эскизы стоят вне традиционных стилистических норм искусства того времени: они исполнены с исключительной творческой свободой, смелостью и новизной художественных приемов. Эти небольшие по размеру подготовительные работы имеют самостоятельную эстетическую ценность как шедевры акварельной живописи.

Уникальный графический цикл «Библейские эскизы», экспонируемый в непосредственной близости к живописным произведениям, расширяет представление о творческом пути Александра Иванова и позволяет увидеть подлинный масштаб художника.



минкульт


Поддержка проекта

Отар Маргания


Информационные партнеры

info.jpg


Стратегический медиапартнер

TAN.jpg


Материалы к выставке:

Мы используем cookie. Во время посещения сайта Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×