Дорогие друзья! Мы рады сообщить, что с 22 января 2021 года все экспозиции и выставки Государственной Третьяковской галереи открыты для посещения. Подробнее
Выставка
Билет дает право единоразового посещения постоянной экспозиции «Шедевры русского искусства XI — начала XX века» и выставок: «Александр Иванов. Библейские эскизы. Благовещение» и «Александр Бенуа и его «Мир искусства». Посещение музея организовано по сеансам, каждые полчаса с 10:00 до 16:30 / 19:30

Александр Бенуа и его «Мир искусства»

Главное здание, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54
А.Н. Бенуа. Прогулка короля. 1906
Бумага, наклеенная картон, гуашь, акварель, бронзовая и серебряная краски, графитный карандаш, кисть, тушь, перо. 48,5 × 61,7. ГТГ
Л.С. Бакст. Портрет З.Н. Гиппиус. 1906
Бумага, пастель. 54 × 44. ГТГ
А.Я. Головин. Кощеево царство. Эскиз декорации для постановки балета И.Ф.Стравинского «Жар-птица». 1909
Бумага, гуашь, бронзовая краска, черный карандаш. 83 × 102,4. ГТГ
М.В. Добужинский. Гримасы города. 1908
Бумага, акварель, гуашь, тушь, кисть, перо. 29,2 × 22. ГТГ
Е.С. Кругликова. А.Н. Бенуа, С.П. Яремич, К.А. Сомов, М.В. Добужинский. 1915–1916
Бумага черная, наклеенная на картон. 14,5 × 24,5. ГТГ
Е.Е. Лансере. Никольский рынок в Петербурге. 1901
Бумага на картоне, гуашь, уголь, цветной карандаш. 43,7 × 58. ГТГ
А.П. Остроумова-Лебедева. Колонны Биржи и крепость. 1908
Бумага, ксилография. 17 × 24,5. ГТГ
К.А. Сомов. Титульный лист книги «Театр». 1907
Бумага, тушь, акварель, белила, перо, кисть. ГТГ
В.А. Серов. Петр I. 1907
Бумага, гуашь. 61 × 46. ГТГ

22 января —  16 мая 2021


Выставка входит в цикл сменных экспозиций «Художник и время» и продолжает  знакомить зрителей с вехами в развитии русского рисунка XVIII — начала ХХ века на материале графической коллекции Третьяковской галереи. Настоящая экспозиция посвящена деятельности художественного объединения «Мир искусства» и приурочена к юбилею его основателя и лидера А.Н. Бенуа, блестящего историка-исследователя, художественного критика и публициста, общественного деятеля и художника, который оставил след в истории театра, книжной и станковой графики. 

Понятие «Мир искусства» включает целый комплекс явлений — журнал, выставки и художников, которые объединились вокруг издания журнала и составили его редакцию. Коллектив единомышленников образовался на основе петербургского кружка, по инициативе А. Бенуа, для совместного изучения искусства. В него входили молодые художники, литераторы, музыканты. К первоначальному ядру «Мира искусства» — А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, Д. Философов, В. Нувель, А. Нурок — позже примкнули М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, Е. Кругликова.

Александр Бенуа писал: «Я считаю, что под "Миром искусства" следует подразумевать не то или другое или третье в отдельности, а все это вместе или вернее некий коллектив, который жил своеобразной жизнью, особыми интересами и задачами, старался разными средствами воздействовать на общество, пробудить в нем желаемое отношение к искусству, понимая это в самом широком смысле...» 

Название «Мир искусства» выражало общий смысл и эстетическую программу движения — ценность «всех эпох истории искусств». В круг любимых тем и образов мирискуссников входили «путешествия» во времени и пространстве европейского искусства, далекие эпохи, которые, благодаря стилизации форм и обращению к историческим техникам, звучали «эхом прошедшего времени» в их произведениях. Одной из важнейших тем был Петербург, эстетическая уникальность этого города и специфика его архитектурного ансамбля. Способность художников к перевоплощению, элементы несерьезности и игры в стили и эпохи с наибольшей полнотой были реализованы в создании театральных спектаклей. Призрачный мир театра стал реальной площадкой, в границах которой воплотилась утопическая программа «Мира искусства» о переустройстве мира по законам искусства и красоты.

Однако, кроме отдельных мастеров и целых периодов в искусстве прошлого, мирискуссники пересмотрели отношение к некоторым видам художественного творчества, которые в то время считались прикладными и не достойными внимания. Именно художникам объединения принадлежит честь возрождения графики как особого вида искусства, а их деятельность в области печатной графики можно назвать подлинной революцией.  

На выставке представлены образцы книжных и журнальных иллюстраций, элементов оформления книги, открытки А. Бенуа, К. Сомова, Е. Лансере, М. Добужинского, А.Остроумовой-Лебедевой. Они демонстрируют, что в мире книги, как в миниатюре, отразился весь комплекс тем и образов станковых работ мирискуссников. 

Условность графики оказалась наиболее созвучной эстетизирующим взглядам мирискуссников. Она раскрепощала их творческую фантазию, открывая возможность диалога культур прошлого и настоящего на уровне пластического языка.        



минкульт


Поддержка проекта

Surgutneftegaz.jpg


Информационные партнеры

info.jpg


Стратегический медиапартнер

TAN.jpg

Материалы к выставке:

Мы используем cookie. Во время посещения сайта Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×