Новости

Илья Репин — что можно узнать о художнике за 7000 км от места, где он жил и работал

В Метрополитен музее на стенде с детскими книгами есть одна, которая считается, кажется, самой «музейной». Это роман Элейн Конигсбург «Из архива миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире», впервые изданный в 1967 году. С тех пор он много раз переиздавался и два раза был экранизирован, а в 2010 переведен на русский язык. Это увлекательная история о двух детях, которые решились на настоящую авантюру – на неделю тайком поселились в Метрополитен музее и устроили расследование, целью которого было доказать подлинность небольшой скульптуры Микеланджело. С этой книгой и фильмом я познакомилась как раз во время поездки и поняла, что именно так я себе 2-недельное исследование и представляла – с тайнами, удивительными секретами и потрясающими открытиями. Доказать авторство какой-то неизвестной работы Репина, прямо скажу, не удалось, но собрать огромное количество документов, новостей, фактов и прочих научных сокровищ – несомненно.

Илья Ефимович Репин был главным представителем русского искусства XIX века в США, хотя интерес к его личности активизировался уже в ХХ столетии. При жизни художника его работы выставлялись в США, о нем публиковались статьи, заметки, искусствоведческие исследования. Иногда современники художника даже сетовали: «все образованные американцы хорошо знают теперь этого первоклассного русского художника, тогда как у нас [в России] нет даже фотографий с его лучших произведений».

Подробная и обширная историография, связанная с жизнью и творчеством Репина, все еще имеет «белые пятна». Задачей моего исследовательского проекта было собрать материал, который обогатит сегодняшнее представление о позднем периоде жизни автора и дополнит образ Репина глазами американской критики и искусствоведения.

Самое первое искусствоведческое потрясение случилось прямо в первый день – в экспозиции Метрополитен музея. В процессе работы над выставкой мы очень часто обращались к теме «Репин и современные мастера». В нашем каталоге есть отдельная статья о том, как Репин сосуществовал в одном культурном поле с современными ему французскими художниками. Но оказалось, что, действительно, одно дело знать – и совсем другое видеть. Видеть «Портрет Гаршина» недалеко от Мане, Моне, Ренуара, Сезанна и Гогена… – от такого соседства дух захватывает.

Весь текст отчета о поездке читайте на сайте Фонда «U-Art: Ты и искусство».




Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×